"BIANCA Лиханова - это самая суровая книга о нас с вами".

April 16, 2019

Замечательная рецензия Павла Басинского в "Российской газете"

 

"Лежа на талом снегу в ожидании близкой смерти, Бьянка вдруг вспомнила запах матери, сотканный из слабых, еле памятных ароматов: ее теплого жирного молока, сухого сена с лоскутами увядших васильков, тлеющей дымно листвы, что жгли на дачах в ту самую первую осень ее начинающейся жизни...

Бьянка еще не знала зимы . И лета она не видела. Появившись на свет в начале сентября, она ощутила осень как вечное состояние окружившего ее мира".

Так начинается роман Дмитрия Лиханова о жизни и смерти собаки-лайки. И в этой интонации выдержан он весь, небольшой по объему, но достаточно емкий по содержанию и смыслу, чтобы считаться романом, а не повестью. Впрочем, жанр повести тут тоже вполне подходит. И еще - жизнеописания. А в общем-то - это внежанровая вещь.

История одной собаки - сюжет в русской литературе неновый и уже ставший классическим. Тургенев ("Муму"), Чехов ("Каштанка"), Куприн ("Белый пудель"), Троепольский ("Белый Бим Черное Ухо"), Казаков ("Арктур - гончий пес"), Курочкин ("Урод") - и это только совсем-совсем классика, а есть и немало других.

Книга Дмитрия Лиханова, мне кажется, займет достойное место в этом ряду. Как и положено в русской литературе, история одной собаки переплетается здесь с историями человеческих судеб и в чем-то перекликается с ними. Это и делает этот роман не очередной трогательной вещицей о собачке, а вполне полновесным произведением о современной жизни. О том, как живут люди в Москве и за ее пределами, об отношениях мужчины и женщины, об умирании русской деревни и о многом другом. BIANCA Лиханова - это самая суровая книга о нас с вами.

Но в центре, конечно, история собаки. Она - пронзительна и безупречно достоверна. Я - не кинолог и не могу судить о точности деталей, но как читатель я верю в происходящее от первой страницы до последней. Есть вещи, которые нельзя придумать.

Например, о ветеринаре, который на свои деньги покупает инъекции, чтобы старые или безнадежно больные собаки уходили в мир иной безболезненно, и боится, что об этом узнают, потому что это странно: ведь может не покупать.

Или о том, как ведет себя и что чувствует сука, когда у нее отнимают детей, потому что нашлись на них покупатели.

Или удивительно яркая сцена, как Бьянка загоняет молодого кабанчика, отделяя его от кабанихи-матери, и как кабаниха потом стоит над уже мертвым ребенком, и ты вдруг понимаешь, что - да, это ее ребенок, как Бьянка была ребенком своей матери.

В книге Дмитрия Лиханова много подобных сцен, способных вызвать слезы даже у хладнокровного читателя; есть такие вещи, которые действуют на нас помимо нашего сознания. Кто-то скажет: ну, это же легко! Тут не требуется искусство! Нет, требуется. Именно такие вещи прописывать очень трудно, тут легко сбиться в фальшь. Дмитрию Лиханову удается это избежать.

Возможно, потому что книга имеет реальную основу и носит посвящение Тайге, что, вероятнее всего, собачья кличка.

Но важны в этой книге и человеческие судьбы. История ветеринара и его сожительницы, которая намерена его использовать как первый плацдарм для завоевания Москвы.

История деревенского человека и его жены, переехавших в Испанию.

Эти истории по-своему любопытны и по-своему пронзительны. Но вот что важно. Читая их одновременно с историей Бьянки, вдруг понимаешь, насколько ее жизнь и смерть были чище и даже, как это ни странно звучит, духовнее человеческих историй.

Вот от этого становится горько...

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload

RSS Feed
Избранные посты

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Недавние посты

13.09.2018

03.04.2018

Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2018 Karl Gibert media  Россия, Москва, Армянский переулок. 11/2 , tтел. +7 495 625 8200  e-mail: kgibert@gmail.com